Хорошая книга

Наука - это что-то без нас, не живое: литература о собаках и ее обсуждение

Хорошая книга

Сообщение konopat » Вт фев 07, 2006 6:01 pm

В.Г. Гусев
Легавые собаки и охота с ними

С ЛЕГАВОЙ

Бекасы, тетерева и другие птицы имеют пренеприятный обычай убегать от охотника, укрываясь в траве, затаиваться в зарослях и вылетать неожиданно, зачастую сзади или сбоку от него. Все это делает охоту без собаки крайне утомительной, а частенько и безрезультатной.

Иное дело, когда охотнику помогает легавая собака.

Вот вы подошли с ней к опушке, болотине или жнивью. Впереди -бескрайние просторы, и крошечной иголкой в стогу сена представляется участок, где скрываются желанные птицы. Однако ваш пес полон азарта, и если бы не привычка к дисциплине, он прямо от дома тащил бы охотника вперед на туго натянутом поводке, чтобы скорее начать поиск. Опытный спортсмен, конечно, пресекает излишнюю торопливость, заставляет собаку спокойно идти у ноги, освобождает ее от поводка не ранее чем зайдет с наиболее удобной для поиска наветренной стороны.

Уложив собаку, охотник делает несколько шагов в сторону и только после этого посылает ее в поиск свистком, командой 'Ищи!' либо жестом.

Стремительно набирая скорость, мчится легавая в указанном направлении, вот она уже в ста-ста двадцати шагах правее охотника, но легкий посвист и взмах руки заставляют собаку сменить направление, и она мчится влево, параллельно линии первоначального хода. Охотник неторопливо продвигается вперед, пока его питомец прочесывает луга своим челночным поиском, жадно ловя ветер и стараясь.не оставить ни одного участка необысканным.

Но вот собака наткнулась в своем поиске на некую невидимую преграду. Ее стремительный ход в сторону сменился замедленным настороженным движением вперед на ветер. Собака напряженно ловит какой-то запах и медленно, как во сне, продвигается, осторожно переступая с лапы на лапу. Ее движения становятся все более медлительными, и наконец легавая как бы застывает в напряженной позе: вытягивает хвост, а иногда поднимает лапу - стойка.

С нарочитой неторопливостью, чтобы не волновать собаку, охотник подходит к ней, становится рядом и, приготовившись к выстрелу, командует: 'Вперед!'. Тотчас же следует короткая 'подводка' - так называется стремительное либо, наоборот, замедленное, иногда ползком, продвижение собаки к птице, и дичь поднимается в воздух, чтобы пасть на землю после удачного выстрела охотника. А собака по окрику или самостоятельно ложится и замирает.

Так происходит охота с легавой. Однако, несмотря на известный стереотип в действиях собаки, охотника и в поведении дичи, эта красивейшая и увлекательная охота никогда не бывает монотонной и однообразной.

Особенно хочется рекомендовать охоту с легавой собакой городским спортсменам.





Немецкие жесткошерстные легавые. История формирования этой породы в нашей стране аналогична истории становления короткошерстной легавой. По своим охотничьим качествам и по темпераменту обе эти породы очень близки. Но жесткошерстные легавые сильно отличаются от курцхааров строением шерстного покрова. Сравнительно длинная жесткая шерсть, образующая на голове своеобразные 'брови', 'усы' и 'бороду', придает этим собакам оригинальный вид и отлично защищает от холода и зноя, не говоря о колючках, режущих осоках и укусах комаров.

Завезенные в Советский Союз немецкие жесткошерстные собаки были очень разнотипны, так как немецкие собаководы вели не одну породу этих легавых, а несколько, в том числе иглошерстных - штихельхааров, проволочношерстных - дратхааров, мягкошерстных - гриффонов, а также пудельпойнтеров.

Все эти породы отличались друг от друга прежде всего длиной и жесткостью шерсти, а также рядом второстепенных признаков, не имеющих прямого отношения к охотничьим качествам.

В дальнейшей селекции этих собак советские спортсмены добивались прежде всего улучшения полевых качеств - крепкой стойки, чутья и ускорения хода на поиске. А в части экстерьера наиболее желательным был признан тип крепкой, рослой, но сухой собаки, покрытой жесткой и плотно прилегающей шерстью с характерными усами и бородой.

Жесткошерстные легавые нашли многочисленных приверженцев среди охотников-спортсменов.




ВОСПИТАНИЕ СОБАКИ

Хорошая собака, преданный друг и незаменимый помощник на охоте, не может быть только выращена, выдрессирована или натаскана, она должна быть именно воспитана.

Существенное значение, при выращивании полноценной охотничьей собаки имеют правильное кормление и содержание щенка, однако основное внимание следует уделять формированию его нервной системы. Мне часто приходилось бывать в питомниках как охотничьих, так и служебных собак. С зоотехнической точки зрения во многих из них работа была поставлена отлично и выращивались породные, крепкие и рослые щенки. Но в дрессировке и обучении эти собаки нередко оказывались трудными, и выбраковка в питомниках порой бывала очень велика из-за самых разнообразных дефектов нервной системы, порожденных неправильным воспитанием при выращивании в изоляции.

Щенок появляется на свет маленьким и слабым. Первое время он слеп, глух и проводит большую часть времени во сне.

С возрастом в поведении щенка проявляется ориентировочная реакция, и он начинает усиленно знакомиться со всем окружающим. Постепенно малыш усваивает, что одни явления ему безразличны, другие приятны, третьи приносят неприятности.

Первое время возможности нервной системы щенка очень ограниченны. Он еще не способен сосредоточить свое внимание на сколько-нибудь длительное время, его интерес к новому легко переходит в испуг, а возбуждение - в торможение и сон. Но постепенно щенок крепнет физически и 'духовно'.

Так происходит в нормальных условиях, когда щенок растет в доме или на усадьбе и хозяева с ним занимаются. В случае же, когда малыш сидит взаперти и заботы о нем сводятся только к поддержанию чистоты и кормлению, щенок вырастает с недоразвитой нервной системой. Нередко на выставках можно встретить очень робких, как бы забитых собак, нервозных, шарахающихся от каждого встречного или трусливо огрызающихся. Эти собаки чаще всего росли без внимания, ласки и прогулки.

Чтобы перевоспитать такую собаку, потребуется много труда и времени, а иногда это оказывается невозможным, и собака навсегда остается непригодной для дрессировки и охоты.

Для охотника-спортсмена, который любит собаку и содержит ее в своем доме, умелое воспитание щенка с самого раннего возраста имеет особо важное значение.

Первоначальное воспитание щенка начинается с первых дней появления его в доме охотника. Разумеется, в раннем возрасте еще нельзя говорить о настоящей дрессировке, но усвоение некоторых навыков и приемов начинается уже у двух-трехнедельных щенков.

Маленький щенок очень приятное животное. Его поведение радует владельца - улегся ли он на диван или постель, прыгнул ли передними лапами на кого-либо из домашних или слегка повизгивает у стола, выпрашивая кусочки. Щенку все это нравится, и тем труднее ему в дальнейшем понять недовольство хозяина теми же самыми его поступками.

Одно из основных условий воспитания щенка - не разрешать ему с первых дней делать то, что будет нежелательно впоследствии.

Многие отступают от этого правила в первый же день, вернее, в первую же ночь пребывания щенка в доме. Отлученный от матери, лишенный ее привычного тепла, щенок с наступлением темноты скулит и не дает спать людям. Промучившись с ним до полночи, многие охотники берут малыша к себе в постель, махнув рукой на воспитательные каноны. А на другую ночь щенок уже 'требует', чтобы его взяли в постель, и нежелательная привычка закрепляется... Поэтому в первое время следует укладывать щенка на мягкую, удобную подстилку, под которую можно положить грелку. В тепле малыш, как правило быстрее засыпает и не устраивает ночных 'концертов'! Единственное, что приходится разрешать щенку, пока он мал, это пачкать в доме. В юном возрасте все естественные отправления вашего питомца совершаются очень часто, и владельцу приходится терпеливо убирать за ним. Там, где щенок может свободно выбегать во двор, он перестает пачкать в возрасте около 3 месяцев. В городских же условиях он привыкает терпеть или проситься на улицу лишь с 5-6 месяцев.

Маленького щенка очень легко запугать, а запуганный пес -плохой ученик и помощник на охоте. Поэтому дрессировка, где наряду с поощрениями применяются и более жесткие методы воздействия, до полугодовалого возраста не рекомендуется. Методика отработки того или иного приема у щенка и взрослой собаки одинакова, но при обучении щенка следует пользоваться преимущественно поощрением или самыми легкими методами принуждения. Кроме того, нельзя затягивать уроки обучения малыша, надо помнить о слабости его нервной системы и потребности в игре.

Кстати, игра не хуже ласки и подкормки может быть использована при обучении собаки. Хорошие дрессировщики никогда не ограничиваются каким-либо одним методом и достигают нужного результата гораздо быстрее, нежели сторонники только пищевого, механического и тем более болевого воздействия.

В процессе воспитания щенок должен хорошо усвоить свою кличку; научиться спокойно ходить у ноги ведущего на поводке (3-5 месяцев) и без поводка (6-8 месяцев), садиться по команде и приносить хозяину брошенные предметы, а также прекращать любое нежелательное действие по команде 'Нельзя!'.

Выполнение этих приемов обеспечивает надлежащий контакт с четвероногим воспитанником в доме, на прогулке и во время его натаски.




Первоначальное обучение легавых собак

При обучении собаки дрессировщик добивается от нее выполнения определенных приемов, а также выработки навыков, необходимых в быту и на охоте.

Маленький щенок способен на целый ряд сложных действий благодаря наличию у него врожденных рефлексов самозащиты, пищевого и других.

Первоначально при кормлении щенок реагирует только на безусловные раздражители, например корм, его запах и вкус, но постепенно звон посуды и другие сигналы, предшествующие даче корма, начинают вызывать такие же реакции, как и сам корм. Эти сигналы называются условными раздражителями, а действия, ими вызванные,- условными рефлексами.

Обучая собаку, охотник добивается от нее выполнения приема по команде, которая является условным раздражителем. Например, при отработке приема 'сидеть' дают соответствующую команду, затем, приподнимая собаку за ошейник и нажимая на крестец, механически заставляют ее сесть и тотчас закрепляют рефлекс дачей лакомства. При многократном повторении этого приема собака начинает садиться по команде, не ожидая насильственной посадки, т. е. у нее закрепился условный рефлекс на приказание 'Сидеть!'.

Добиваясь выполнения того или иного приема, следует постоянно помнить, что действия собаки, даже самые сложные, осуществляются как следствие врожденных инстинктов и приобретенных рефлексов. Отвлеченное мышление и понимание человеческой речи в образах и понятиях недоступно животным. Поэтому обучение должно строиться на постепенном усложнении требуемых рефлексов, при единообразии команд и очень осторожном применении наказаний, допустимых лишь непосредственно за проступком собаки.

Мне хорошо запомнился случай, когда знакомый охотник долго не мог подозвать легавую, рассердился и, заманив в подъезд командой 'Домой!', крепко ее вздул. Собака не поняла своей 'вины', а команда 'Домой!' стала для нее угрозой, после которой ее трудно было поймать...

'Очеловечивая' собаку, т. е. отождествляя ее действия и восприятия с человеческими, дрессировщик нередко портит ее.

Важно помнить о возможности возникновения нежелательных связей в памяти собаки при ее обучении. Так, например, необходимо, чтобы освобожденная от поводка собака не уносилась гулять, не получив на то разрешения. Но стоит несколько раз отстегнуть поводок с одновременной дачей команды 'Гуляй!', как ваш питомец научится удирать на прогулку не дожидаясь команды. Во избежание этого пускать собаку бегать нужно не тотчас после отстегивания поводка, а чуть помедлив и строго следя, чтобы пес не удирал без разрешения.

Дрессировщик должен постоянно помнить об ограниченности восприятия навыков у собак и не позволять себе аналогий между мышлением человека и своего четвероногого воспитанника.

Обучать собак необходимо с учетом их индивидуальных особенностей. Одни из них усваивают требуемое очень быстро, другие только при многократном повторении каждого урока. Для одних лучшим поощрением служит лакомство, для других - ласка, к третьим приходится применять строгость. Как правило, стандартный подход к собаке приводит к целому ряду неудач по вине дрессировщика.

В процессе выращивания каждая легавая должна быть приучена:

1. Не пачкать в доме.

2. Знать свою кличку.

3. Знать свое место.

4. Являться по приказанию.

5. Ходить на поводке и в наморднике.

6. Садиться и ложиться по приказанию.

7. Не брать пищу без разрешения и прекращать всякое нежелательное действие по команде 'Нельзя!' или другому сигналу.

В ряде случаев собаки еще должны подавать поноску и спокойно вести себя при перевозке в лодке или езде в машине.

Требуемым приемам и навыкам можно обучить собаку любого возраста, но лучше, да и легче, до года. Это способствует правильному развитию щенка и значительно упрощает работу с ним в период натаски.

Приучение щенка к чистоте. Еще у далеких предков собак, имевших постоянные логова, выработались привычки поддерживать в них чистоту. Даже слепой щенок перед отправлением естественных надобностей делает несколько неуверенных шагов назад или в сторону, чтобы не запачкать гнездо. Позже, в возрасте 2-3 месяцев, он уже стремится выйти за дому, и следует лишь следить за ним, выводя во двор после кормления, пробуждения от сна или при проявлении характерного беспокойства.

Приучение к чистоте может быть ускорено, если с 1,5-2 месяцев при попытке щенка оправиться давать команду 'Нельзя!' и удалять его из помещения. Но при невозможности свободно выпускать щенка на улицу приходится либо примириться с необходимостью убирать за ним до 6-7 месяцев, либо приучить малыша пользоваться специальным ящиком или противнем с песком. Первоначально песок следует ставить в непосредственной близости от подстилки щенка; позднее можно ставить дальше и даже за дверь. При этом щенок быстрее привыкает проситься наружу, а когда он несколько подрастет и выпускать его нужно будет не столь часто, песок, можно будет убрать вовсе.

Приучение щенка к кличке. Кличка собаки является как бы командой 'Внимание!'.

Как и всякая команда, кличка должна быть короткой и звучной. Искажение клички, придание ей уменьшительных и ласкательных окончаний нежелательно. Следует, избегать избитых, очень распространенных кличек, так же как и слишком вычурных, претенциозных. Нельзя давать собакам имена людей.

Приучение к кличке осуществляется в процессе общения с собакой и закрепляется дачей лакомства, лаской, игрой, прогулкой и т. п.

Приучение к поводку. Первоначально щенок приучается к ошейнику. Это происходит почти незаметно, так как ошейник не стесняет его движений.

Приучать щенка к поводку следует в возрасте 2-3 месяцев, после того как он уже привык к ошейнику. Вначале щенка берут на поводок на очень короткое время, отвлекая его от попытки сопротивления лаской или игрой. Постепенно щенок привыкает к движению на привязи, тем более что его берут на поводок всегда перед долгожданной прогулкой. До полугода малыша не следует резко одергивать, даже если он иногда сильно тянет вперед.

Позднее приучают щенка ходить рядом, не натягивая поводок. Для этого первое время ходят с ним вдоль заборов и стен, удерживая его командой 'Рядом!', одергиванием поводка и помахиванием перед носом хлыстом или прутом.

Вначале собаку приходится водить на коротком повод, ке. Постепенно, по мере усвоения команды, поводок ослабляют и одергивают лишь в случае надобности.

За выполнение команды 'Рядом!' собаку поощряют лаской или лакомством.

Непослушных собак приучают к хождению рядом, пользуясь парфорсом (колючий ошейник) или ошейником-удавкой.

Длительное торможение всевозможных побуждений собаки при хождении рядом делает этот прием одним из самых трудных. Поэтому обучать ему следует предварительно набегавшуюся собаку, чередуя хождение рядом с другими приемами и свободной прогулкой без поводка.


По мере обучения прием усложняется хождением у ноги по открытой местности, хождением с опущенным коротким поводком и без него и хождением сзади ведущего, что необходимо в лесу.

Основной прием, который обеспечивает послушание собаки, это подход к дрессировщику по команде. Однако лишь очень немногие собаки выполняют его безукоризненно. Порой охотнику приходится не подзывать своего воспитанника, а ловить. Случалось встречать даже таких охотников, которым для поимки собаки приходилось инсценировать привал и завтрак.

Поэтому с раннего возраста следует добиваться, чтобы щенок подходил к воспитателю по первому требованию. Общение с хозяином всегда приятно для собаки, и в домашних условиях научить щенка являться по команде 'Ко мне!' нетрудно.

Первоначально привлекают внимание собаки кличкой, затем дают команду 'Ко мне!'. Во всех случаях подхода собаки по приказанию ее поощряют лакомством, лаской, игрой и т. п.

Нередко собака, которая отлично слушается в доме, совсем выходит из повиновения во дворе, на улице и в поле. Чаще всего это происходит в результате ошибок дрессировщика.

Одной из частых ошибок является дача команды 'Ко мне!' в первые минуты пребывания на прогулке. Щенок возбужден, ему хочется порезвиться, и данный не вовремя приказ остается невыполненным. Стоит этому повториться несколько раз, и непослушание у вашего питомца войдет в привычку.

Поэтому не следует заниматься обучением собаки в самом начале прогулки, в моменты возбуждения или по" вышенной заинтересованности чем-либо. Если вы предвидите, что в данный момент собака не будет слушаться, - воздержитесь давать команду. А через несколько минут она успокоится и охотно выполнит приказание.

Иногда с командой о подходе у собаки связываются неприятные впечатления, т. е. возникают нежелательные рефлекторные связи.

Так бывает, если она провинилась в стороне от владельца, затем подошла по приказанию 'Ко мне!' и была наказана. У собаки 'короткая память', и полученная неприятность связывается в ее сознании не с проступком, а с выполнением команды.

У многих дрессировщиков команда 'Ко мне!' всегда предшествует окончанию прогулки с собакой и взятию ее на поводок, что также служит причиной непослушания. Во избежание этого полезно иногда подзывать собаку с тем, чтобы приласкать ее, угостить чем-либо вкусным, а затем вновь отпустить побегать.

Мне не раз приходилось видеть собак, которые с большой опаской подходили к хозяину из-за того, что их грубо хватали за шиворот, когда брали на поводок, или надевали тугой ошейник через голову, причиняя боль.

Когда собака, испорченная неправильным воспитанием, не подходит по команде, следует обучать ее на длинной веревке.

Выполнение команды 'На место!' становится совершенно необходимым с первых дней появления собаки в доме охотника. Для этого достаточно несколько раз отвести сытого и набегавшегося щенка в угол, дав предварительно требуемую команду.

Когда щенок в возрасте 2-3 месяцев уже знает эту команду, но почему-либо не хочет ее выполнять, приходится прибегать к легкому принуждению шлепком. В возрасте 3-4 месяцев приказание 'На место!' сопровождается последующим приказом 'Лежать!'. В случае же неповиновения щенка ненадолго привязью вают на цепочку.

Для безупречного закрепления команды 'На место!' владелец должен всегда следить за ее выполнением,пресекая попытки собаки уйти после приказания под стол, кровать или в любое другое место, кроме указанного. Нередко собаководы и особенно их домочадцы довольствуются тем, что по окрику 'На место!' собака лишь отходит ненадолго и перестает мешаться под ногами или клянчить у стола. Таким путем можно быстро испортить даже очень послушную собаку.

Неприятно, когда собака привыкает попрошайничать у стола, поэтому кормить ее нужно лишь в установленном месте и в определенное время. Лакомства следует давать только за выполнение приказаний при обучении.

Посадка собаки по команде необходима для удобства обращения с нею в быту и при поездках. При обучении собаки следует приучать ее садиться не только из стоячего положения, но и из положения 'лежать', что бывает необходимо в поезде или машине.

Команда отдается приказанием 'Сидеть'! или жестом.

Укладывание собаки по команде. Этот прием необходим в быту, дисциплинирует собаку и упрощает управление ею.

Четкое выполнение команды 'Лежать!' у ног хозяина и на расстоянии от него - основа дрессировки и натаски легавых собак. Командой 'Лежать!' легко предупредить бросок собаки за дичью, кошкой или за другой собакой. Этим же приказанием пресекают любое нежелательное действие вашего питомца. В опасный момент команда 'Лежать!' может спасти собаку от случайной гибели под машиной.

Команда отдается приказанием 'Лежать!' или жестом руки, поднимаемой вверх. Принятый в служебном собаководстве жест укладки собаки при взмахе руки вперед и вниз от уровня плеча неудобен на охоте, так как менее заметен на большом расстоянии.

Первоначальный способ обучения собаки команде 'Лежать!' заключается в том, что ее предварительно усаживают и заставляют лечь, нажимая на холку и одновременно вытягивая передние лапы вперед. Выполнение приема закрепляют давая лакомство или лаской.

При другом способе посаженную собаку укладывают заставляя тянуться за лакомым кусочком, зажатым в руке.

Попытки собаки встать пресекают - ее удерживают руками и строго повторяют команду 'Лежать!'.

Постепенно время лежания увеличивают от нескольких мгновений до нескольких минут, а прием усложняют отходом от собаки, укладыванием на расстоянии и отдачей приказа жестом.

Некоторые вместо слова 'лежать' говорят по-английски- 'даун'. Эта команда звучнее и труднее запоминается посторонними, которые зачастую мешают обучению.

При укладывании собаки на расстоянии следует следить за выполнением команды на том месте, где она застала собаку. Если собака легла не тотчас, следует отвести ее за ошейник и уложить на место.

Приучение не брать пищу без разрешения. Этот прием совершенно необходим при содержании собаки в доме и значительно упрощает работу в питомниках.

Для щенков легавых прием полезен еще и тем, что приучает их к выдержке, столь необходимой на охоте.

При попытке собаки взять корм без разрешения ее удерживают командой 'Н ел ьз я!' и поводком. Брать пищу разрешают только после команды 'Возьми!'.

Усложняя прием, добиваются длительной выдержки собаки перед кормушкой с едой. На улице и в других местах отказ от найденного корма поощряют лакомством из кармана ведущего.

Команде 'Нельзя!' некоторые предпочитают 'Т у б о!', как более звучное и непонятное для посторонних. Слово 'фу', применяемое в служебном собаководстве, неудобно для охотников, так как плохо слышно на большом расстоянии.

Иногда нужно пресечь нежелательное действие собаки командой 'Тссс!..'. Это очень удобно, когда кто-либо пытается позвать или накормить вашего пса...

Чтобы собака не брала лакомства от чужих, некоторые собаководы всегда дают корм своим питомцам только из левой руки. Собаки настолько привыкают получать еду именно так, что недоверчиво отходят от протянутой с кормом правой руки чужого человека.

Подача. Прием необходим при обучении собак, предназначенных для подачи дичи, и очень удобен в повседневной жизни.

Существует два метода обучения подаче. Первый основан на использовании инстинкта преследования движущихся предметов в игре. Щенку показывают поноску (мячик, палку и т. п.), заигрывают с ним, то поднося предмет, то убирая подальше, а затем бросают в сторону, произнося команду 'Д а й!'. Щенок бросается за поноской и берет ее в зубы, но отнюдь не с тем, чтобы вернуть хозяину. Наоборот, он треплет и старается утащить поноску. В этот момент дрессировщик должен подозвать щенка либо оказаться на его пути, дав команду 'Брось!', отобрать поноску, вознаградив его лакомством. После неоднократного повторения прием будет освоен, и щенок станет охотно приносить и отдавать поноску.

Некоторые псы вовсе не склонны хватать и носить предметы. Таких упрямцев можно заинтересовать, используя в качестве поноски вываренную кость, которую грызть неинтересно, а оставить без внимания нельзя.

Взрослую собаку, не склонную к игре, рекомендуется обучать несколько иным, более длительным, но зато надежным, способом. Для этого усаживают ее у ног, дают команду 'Возьми!' и осторожно вкладывают в пасть поноску. Разумеется, собака стремится выплюнуть столь странное угощение, но этому препятствуют, придерживая ее несколько мгновений, а затем командуют 'Брось!' и тотчас дают собаке вкусную награду. Когда после многократных повторений собака сама станет брать поноску из рук, добиваются, чтобы она брала ее и с земли. После этого уже легко заставить собаку приносить брошенные предметы.

Когда собака усвоит прием, его усложняют сменой приносимых предметов, обертывая их то в тряпку, то в бумагу, постепенно увеличивая дальность заброса поноски и т. д.

Не следует позволять щенку играть с поноской, а также уносить или грызть ее. На охоте необходимо спокойное отношение к поноске и безотказное выполнение команды 'О т д а й!'.

В случае, если собака стремится убегать со своей ношей, дрессировку полезно проводить на длинном поводке.

Если легавая треплет и грызет поноску, можно заменить ее палкой, обитой гвоздями без шляпок и обмотанной тряпкой. При попытках грызть или сильно сжимать такую ношу гвозди слегка колются...

При обучении этому приему наказывать собаку нельзя. Погорячившись и наказав собаку, охотник может вну шить ей отвращение к поноске на всю жизнь.

Некоторые собаки охотно подают палки и другие предметы, но первое время отказываются брать в рот сбитых птиц. Видимо, им не нравится ощущение перьев и своеобразный запах...

На охоте такую собаку надо заставить подать птицу, сбитую на ее глазах. В этом случае охотничий инстинкт, как правило, побеждает отвращение собаки, и она начинает исправно приносить дичь.

Щенка можно заранее приучить к ощущению перьев, используя в качестве поноски засушенные крылья. Иногда охотники приучают своих легавых подавать птиц, заворачивая их в тряпку или бумагу. По мере освоения приема эту 'упаковку' постепенно снимают.

Подаче с воды собаку обучают в теплое время года на мелких местах. С увеличением глубины и расстояния прием усложняют, добиваясь подачи поноски, упавшей в заросли осоки. При этом надо добиваться, чтобы собаку можно было направить в нужную сторону жестом или брошенным в воду камнем.

На охоте нередко приходится встречать собак, которые не подают птицу в руки, а бросают ее при выходе на сушу либо выносят не хозяину, а на ближайший берег. Некоторые псы боятся входить в воду с птицей, поднятой на другой стороне водоема, особенно если ноша велика и мешает собаке смотреть под ноги при резком увеличении глубины. Этого можно избежать, если в процессе обучения условия тренировки будут достаточно разнообразными и владелец собаки будет строго следить за правильностью выполнения приема.

Очень полезно научить собаку отыскивать и приносить потерянные предметы. Для этого ее заставляют возвращаться за брошенной вещью по следу дрессировщика. Вначале поноску оставляют всего в нескольких шагах позади и на виду собаки, затем бросают подальше, за поворотом, и так, постепенно усложняя прием, добиваются того, чтобы собака возвращалась по следу на километр и более.

Большинство моих собак по команде 'Потерял, подай!' издалека приносили забытые на привале вещи или оброненные предметы.

Всякая собака должна бросаться за поноской только по команде, а для легавой это совершенно необходимо во избежание срыва стойки и гоньбы дичи. Стоит несколько раз подряд послать собаку за сбитой птицей, как она начинает делать это самостоятельно. При этом легавая сгоняет затаившуюся впереди дичь и зачастую начинает преследовать птиц даже после промаха. Все это ведет к порче легавой, особенно на лесной охоте, когда дичь затаивается целым выводком, а наблюдать за собакой в кустах трудно.

Чтобы этого не случилось, большинство охотников не разрешают своим питомцам подавать подранков, а добивают их вторым выстрелом. Молодых собак лучше вообще не посылать за птицами, упавшими на сухое место. Достаточно, если они будут подавать птиц, упавших в воду, а на суше разыскивать упавшую в траву дичь и затем ложиться возле нее. За этим следует строго следить.

Взрослым, многопольным собакам можно разрешать подачу дичи и с суши, но только по приказанию и отнюдь не после каждого выстрела.



Полевая подготовка легавых

Легавая собака любой породы должна искать дичь, прочесывая угодья 'челноком' - правильными зигзагами... Почуяв птицу, собака указывает ее местонахождение стойкой. По команде охотника выгоняет дичь под выстрел и ложится, чтобы не разогнать других птиц и не мешать выстрелу.

Страсть к охоте, чутье, стойка и в известной мере правильный поиск - качества, которые закрепились и стали наследственными в современных породах легавых. Однако эти качества должны быть развиты и соответственно направлены воспитанием и натаской.

Как правило, натаска производится по дупелям, молодым бекасам и перепелам, так как повадки этих птиц и места их обитания наиболее соответствуют задачам натасчика.

Лучшие условия для натаски в угодьях, богатых дупелем,- это большей частью сыроватые луга и пастбища с невысокой травой и редкими кустарниками.

Дупель удобен тем, что почти не бежит при подходе собаки, хорошо выдерживает стойку и, перелетая сравнительно недалеко, дает возможность многократно наводить собаку на места его посадки.

Более осторожный бекас, живущий в мокрых кочковатых местах, не столь удобен для натаски. Но молодые бекасята близко подпускают легавую, хорошо выдерживают стойку и также удобны для натаски.

Первые шаги с легавой можно сделать, натаскивая ее по перепелу. После того как собака станет успешно работать по перепелу, желательно скорее перейти на болотную дичь.

Начинать натаску молодой легавой по тетереву нежелательно, так как собака привыкает к следовой работе, а обучение производится в кустах, где собака то и дело скрывается из глаз. Кроме того, легавая, натасканная по тетеревам и впервые взятая на болото, первое время будет хуже реагировать на сравнительно слабый запах мелкой дичи.

По перепелу и дупелю натаска производится в средней полосе с прилета птиц, по бекасу - с момента появления летного молодняка.

Как правило, легавых натаскивают в возрасте от 10 месяцев до 2 лет. Некоторые собаки принимаются за работу в 6-8 месяцев, но физическая перегрузка молодой легавой может затормозить ее развитие.

Для натаски необходимо иметь: чок-корду (веревку, ремень или тесьму с карабинчиком длиной 20-25 м), свисток, парфорс (колючий ошейник), хлыст или плеть.




Первые шаги с молодой собакой

На первых этапах натаски дрессировщик добивается от собаки проявления страсти к охоте и чутья, вернее, умения им пользоваться.

Большинство легавых в начале обучения либо ходят у ног хозяина, не желая идти в поиск, либо стремятся обнаружить и погнать птицу, пользуясь только зрением.

Постепенно, по мере ознакомления с угодьями и дичью, собака начинает пользоваться чутьем, прихватывать запах птицы и делать стойку, руководствуясь уже обонянием.

На первой, наиболее утомительной и трудоемкой, стадии натаски дрессировщик сам обыскивает угодья, двигаясь со своим питомцем 'челноком' против ветра. Молодая собака еще не открыла своего призвания и в лучшем случае бестолково носится невдалеке от охотника, делая стойки 'на глазок' по мелким птичкам и гоняясь за чибисами. А в худшем случае она сиротливо ходит возле дрессировщика, боясь удалиться от него далее двух-трех скачков.

Молодой пес еще не знает, зачем его привели в поле, не умеет пользоваться своим чутьем и зачастую сталкивает дичь буквально в двух-трех шагах, не прихватив ее запаха. Не следует огорчаться этим - чутье у вашего питомца есть, но он еще не научился им пользоваться.

На этой стадии главная задача состоит в том, чтобы ваш воспитанник чаще сталкивался с дичью и, если не почуял ее, то хотя бы обнюхал место, откуда слетела птица.

Рано или поздно, после нескольких встреч с дичью, щенок начнет прихватывать ее запах и сделает стойку. Очень важно не пропустить этот момент, вовремя удержать собаку от погони за птицей, уложить ее, похвалить и огладить, а затем разрешить обнюхать место сидки.

С этого момента в 'сознании' молодой собаки открывается как бы новая страница. После первой стойки по запаху дичи собака начинает пользоваться чутьем уже постоянно.

Во избежание срыва стойки и погони за дичью собаку на этом этапе натаски пускают только на длинной веревке, конец которой находится в руках охотника.

В зависимости от индивидуальных особенностей вашего питомца проявления чутья и стойки можно добиться либо в один выход, либо за много дней, особенно если дичи мало.

Натаска может быть значительно упрощена при наличии помощника и старой опытной собаки.

Когда опытная легавая найдет птицу и сделает стойку, ее осторожно берут на поводок и отводят в сторону. А в это время помощник подводит к вам молодую собаку, и вы, зайдя против ветра, наводите ее на дичь. При этом заставляете двигаться к птице зигзагами при помощи длинной веревки, свистков и жестов.

При такой натаске вы не только экономите время и силы, но сразу устанавливаете контакт с собакой.

В случае недостатка птицы работу натасчика значительно облегчает так называемая подсадная дичь. Для этого используют перепелов, которых нужно поймать заранее, или молодых чибисят, встречающихся в период натаски почти повсеместно.

Нелетного чибисенка или перепела с привязанной к ногам длинной белой или красной ниткой незаметно для собаки выпускают в невысокой траве; дают птице некоторое время обсидеться и отбежать. Затем собаку наводят на птицу, пуская ее строго против ветра 'челноком', т. е. зигзагами.

Собака не сразу поймет, что от нее требуется, но, в конце концов, она улавливает запах птицы и начинает тянуться к ней.

Удержав собаку в непосредственной близости от дичи, следует погладить ее, а затем быстро взять птицу и сунуть ее в карман или специальную сумку, уложив легавую соответствующей командой.

После нескольких таких уроков собака научится делать стойки и с ней можно будет перейти к поиску диких птиц.

Разработка поиска. Наиболее удобен на охоте поиск 'челноком', т.е. на параллелях, перпендикулярных ходу ведущего, который, как правило (а в натаске всегда), движется навстречу ветру (см. схему ? 1).



Расстояние между параллелями определяется чутьем собаки и регулируется движением ведущего. Широта поиска зависит от быстроты хода собаки и характера местности. На открытых ровных местах собака ищет на широком поиске, в зарослях и кочкарнике 'челнок' сужается.

Обучая собаку правильному поиску, дрессировщик сам первое время ходит 'челноком', направляя ее свистком или жестом руки при каждом повороте. Собака всегда стремится опередить ведущего, последний же, отпустив ее на некоторое расстояние, вновь дает сигнал о перемене направления и идет в нужную сторону. Позже, чтобы послать собаку в нужном направлении, приходится делать только один-два шага, а в дальнейшем достаточно будет свистка или жеста.

Темпераментных и энергичных собак лучше обучать на длинном шнуре, который держат в руках или оставляют свободно волочиться за легавой. Шнур должен быть крепким и не очень тонким.

Особенно четко собака выполняет указания ведущего, когда она не раз убедится, что дрессировщик хорошо знает, где искать птицу.

Поэтому во время натаски легавой и на охоте следует пользоваться каждой возможностью навести ее на перемещенную и битую птицу, местонахождение которой удалось точно заметить.

Другим непременным условием хорошего контакта с собакой служит активность самого охотника, который не должен безучастно следовать за собакой, а сам постоянно руководит ею, настойчиво добивается выполнения каждого приказания.

Тренируя собаку, нужно все время следить, чтобы ее поиск был по возможности правильным, линии хода - параллельными. При поворотах легавая должн
Собака-друг человека.
Аватара пользователя
konopat
Начинающий охотник
Начинающий охотник
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: Пт фев 03, 2006 7:24 pm
Откуда: Питер

Вернуться в Изба-читальня :)

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron